Гнатология

Гнатология — пожалуй, самая юная отрасль стоматологии, ей около 100 лет. Она изучает, как в норме и при заболеваниях работают, изменяются и взаимодействуют ткани и органы, входящие в состав зубочелюстной системы.

Что такое гнатология и когда следует обратиться к гнатологу?

Это основа для лечения патологий прикуса, заболеваний и дисфункций височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Удивительна связь гнатологии с другими стоматологическими, общемедицинскими, хирургическими науками, нейрофизиологией, учением о пространственном положении тела и его движениях. Как человек жует и разговаривает, какие патологии нарушают эти функции и как их исправить - все это сфера ответственности гнатологов, и она очень сложна, а ее значение для здоровья и качества жизни неоценимо. Обращаться к гнатологу следует, когда есть проблемы с прикусом, тяжесть в области лица, челюсти, появляются щелчки в ВНЧС, больно открывать рот.

Какие проблемы решают врачи- гнатологи

У этого направления немало работы: височно-нижнечелюстные суставы, мышцы челюстей, их взаимодействие и влияние могут создавать огромный спектр проблем. Основная задача гнатолога - выявить дисфункцию ВНЧС и оценить, как она связана с жалобами пациента, что было изначально: именно дисфункция ВНЧС, которая и мешает правильному распределению нагрузки, или все-таки первичны стоматологические проблемы, которые и нарушили его работу.

Другое направление этой науки - мультидисциплинарная работа с травматологами, неврологами, нейрохирургами, оториноларингологами, сурдологами, физиотерапевтами. И она тоже направлена на поиск причины, которая приводит к тем или иным нарушениям артикуляции, слуха, дыхания, кровообращения у пациентов.

Неправильная жевательная нагрузка, нарушения прикуса, изменения мышечного тонуса, патологии положения и движений височно-нижнечелюстных суставов, наличие очагов дегенерации в суставных тканях - все это области применения знаний врачей-гнатологов.

Диагностика и методы исследования

Диагностика в гнатологии - задача непростая. Врачу нужно иметь знания на стыке стоматологии и неврологии, оториноларингологии, терапии и хирургии. Начинается диагностический поиск с осмотра пациента и сбора анамнеза: как человек рос и развивался, чем болел, каково состояние его общего и стоматологического здоровья, что привело на прием. Чтобы определить наличие симптомов, провести дифференциальную диагностику, точно определить источник жалоб и нарушения здоровья, могут использоваться:

• функциональная диагностика на специальной аппаратуре;
  • рентгенография челюстей, в том числе обзорная;
  • компьютерная томография и МРТ челюсти;
  • кондилография (специальный метод оценки ВНЧС);
  • электромиография (исследования работы мышц).

Не исключено, что врач пригласит коллег с другими специализациями или даст направления на обследование у невролога, хирурга, ЛОР-врача и др. Все это необходимо, чтобы оценить структуру и функции челюстно-лицевой области, а также выявить любые аномалии или дисфункции и причины их появления.

При каких симптомах нужно идти к гнатологу?

Симптомы, указывающие на необходимость обращения к гнатологу, включают боли в области лица, шеи или головы, щелчки в суставах при открытии и закрытии рта, ограничение подвижности нижней челюсти, щелчки или скрип при жевании, неправильный прикус, неровные зубы или другие проблемы, связанные с челюстью и лицом.

В нашей клинике знания и опыт гнатолога широко используют терапевты и хирурги, ортодонты и специалисты ортопедической стоматологии, его помощь неоценима при дисфункции ВНЧС, нарушениях окклюзии, смыкания зубов, ночном скрежетании зубами (бруксизме), чрезмерной стираемости зубов.

Направления на консультацию этого специалиста могут дать не только стоматологи клиники. Все чаще их привлекают для диагностики хронических, трудно решаемых проблем: головокружения, головных болей, болезненности и напряжения в шее и плечах, мышцах лица, образовании глубоких морщин и заломов, при шуме в ушах и снижении слуха, невралгии лицевого нерва.

Лечение и реабилитация

На основании результатов проведенных исследований и функциональных проб врач вместе с пациентом и коллегами разрабатывает индивидуальный план лечения, ставит его цели. Они разнообразны и зависят от клинической ситуации:

• Снятие болезненности, устранение симптомов нарушений работы височно-нижнечелюстного сустава.
  • Устранение причин дисфункции ВНЧС.
  • Нормализация тонуса мышц.
  • Подготовка к ортодонтической коррекции прикуса, лечению полной или частичной адентии (отсутствия зубов).

Для лечения дисфункции ВНЧС могут использоваться аппаратные и функциональные методики:

• ношение окклюзионной шины, специальной прозрачной капы для нормализации тонуса мышц;
  • стимуляция мышечных сокращений при гипотонусе;
  • лечение с использованием таблеток и инъекционных препаратов, которые воздействуют на мышцы, нервы и на положение суставов, челюсти, а также на другие патологические очаги по назначению междисциплинарного консилиума врачей;
  • коррекция прикуса, в том числе с использованием элайнеров и брекет-систем;
  • лечебный массаж и специальная гимнастика;
  • в сложных случаях дается направление на хирургическое лечение.

Клиника функциональной стоматологии «Система» в Москве ведет запись на прием по телефону и через специальную форму на сайте. По этим же каналам связи можно уточнить цены на отдельные процедуры, узнать даты ближайших приемов и стоимость консультации нужных врачей.